Виктор Ефимович Попков принадлежит поколению художников-шестидесятников, которые после официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, открыто заявили о собственной авторской позиции. Родившийся 9 марта 1932 года в Москве, в многодетной семье рабочего, он мальчишкой пережил военное лихолетье, отец с фронта не вернулся. В 1948 г. поступил в Художественное педагогическое училище, а затем в 1952 г. – в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Окончив «Суриковку» в 1958 г., В. Попков вошел в активную творческую деятельность в период «оттепели». Живописец и график, мастер тематических композиций и пейзажа, он открыто выражал личное отношение к миру и человеку, стал одним из основателей «сурового стиля».


Ударная бригада. 1959 г.

Очень много ездил по стране, посетил Иркутск, Братск и другие города и места Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Именно к пребыванию Виктора Попкова на сибирских стройках относятся три его рисунка, хранящиеся в фонде «Графика» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Два из них созданы в 1959 г., когда художник был на возведении Братской ГЭС на Ангаре. В рисунке «Ударная бригада» в динамичных силуэтах, выразительных контрастах цветных фигур на темных плоскостях В. Попкову удается передать деловой ритм работы и жизни огромной стройки.


Рисунок «Чтобы здесь, в тайге…», напротив, наполнен лиризмом, несмотря на полную «неустроенность» обстановки: зрители расселись вместо театральных амфитеатров и балконов по корням вывороченных при расчистке стройплощадки комлей огромных деревьев.

Чтобы здесь, в тайге… 1959 г.

Мы наблюдаем импровизированную сцену вдали, перед палаткой, из-за спин затихших, будто замеревших зрителей. Все их внимание, как и внимание заполненного до отказа «партера», устремлено на трех артистов, выпевающих слова популярной тогда песни «Расцветай, Сибирь!» (Слова Э. Иодковского, музыка В. Мурадели):

Веет свежестью
Ночь сибирская,
Собрались друзья у костра...
Ты навеки нам
Стала близкою,
Величавая Ангара.
Дом родимый свой
У Москвы-реки
Мы оставили навсегда,
Чтобы здесь, в тайге,
Встали фабрики,
Встали новые города…


Тайга действительно преображалась: на крутых склонах Саянских гор в девственном лесу была в это же время (1959–1965) проложена железнодорожная ветка Абакан-Тайшет, которая получила неофициальное название «Трасса Мужества». Магистраль назвали так не только потому, что строительство велось в сложнейших условиях – скалы, горные реки, тайга с буреломом, зимой снега и морозы, а летом жара. У этой ударной комсомольской стройки героическая предыстория. Еще в 1930-х годах было задумано южное стратегическое ответвление Транссиба. Начавшаяся Великая Отечественная война только ускорила разработку проекта, и осенью 1942 г. на изыскание будущей трассы была отправлена экспедиция в составе инженеров Константина Стофато и Алексея Журавлёва во главе с Александром Кошурниковым. В тот год в Саяны рано пришла зима со снегом, в октябре начались морозы, группа двигалась медленнее, чем предполагалось, А.М. Кошурников вел дневник экспедиции. Его последняя запись: «3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться я ему помог, но на берег вытащить не смог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну»1. На этом записи обрываются. Через год охотники нашли останки только А. Кошурникова и дневник. В память о героях-первопроходцах станция на 176-м километре дороги Абакан-Тайшет получила название Кошурниково, а соседние с ней — Журавлёво (со стороны Абакана) и Стофато (со стороны Тайшета).

Кошурниково. 1967 г.


Памятник Александру Михайловичу Кошурникову

В 1958 г. в Кошурниково поселились первые 14 строителей, а в 1967 г. художник застал уже поселок с разноцветными бараками на фоне синих Саян, это была главная база стройки. Сегодня Кошурниково своего рода столица магистрали, на главной площади стоит памятник Александру Михайловичу Кошурникову (1905–1942).


Портрет художника В.А. Потехина. 1962 г.

Такие суровые и красивые места и судьбы открывались Виктору Попкову в его путешествиях. Он делился впечатлениями с коллегами-художниками того же военного поколения, они активно обсуждали пути развития искусства, открывали собственные возможности. Виктор Попков на творческих дачах Союза художников познакомился с владимирскими пейзажистами В.Я. Юкиным и К. Бритовым, стал приезжать во Владимир, а с почти ровесником Владиславом Потехиным просто крепко подружился. В Переславле, где владимирские художники часто работали вместе с москвичами, на творческой даче «Дом Кардовского» Виктор Попков написал портрет Владислава Потехина.

В нём есть все, что объединяло двух художников: внимание к личности, индивидуальность творческого взгляда, нестандартность решения. Оба были творцами, остро ощущавшими свое время и пропускавшими все через свое сердце. Оба рано и трагически ушли из жизни. Владислав Потехин умер 23 сентября 1964 г. в машине скорой помощи от сердечного приступа. Виктор Попков был убит выстрелом в упор 12 ноября 1974 г. инкассатором, находившемся в машине «Волга», – он принял подошедшего человека за грабителя.

Эти художники навсегда остались «шестидесятниками», взлетевшими от суровой и возвышенной романтики к высшей философии жизни: «Поменьше нытья. Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем…» (из дневника В.Е. Попкова, 19 октября 1970 г.)2.


1. Трасса Мужества. https://nord-ursus.livejournal.com/207436.html
2. Лаврова Елена. Виктор Ефимович Попков. Художник-легенда. Художник-эпоха. https://www.livemaster.ru/topic/2386601-viktor-efimovich-popkov-hudozhnik-legenda-hudozhnik-epoha