Тестовая страница
 
  1. Главная страница
  2. Наши музеи
  3. Суздаль
  4. Музейный комплекс «Кремль»

Музейный комплекс «Кремль»

Адрес и часы работы

г. Суздаль, ул. Кремлевская, д. 20

Экспозиции: ежедневно с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
Суббота с 10:00 до 19:00 (кассы и вход до 18:00)
Санитарный день – третий вторник месяца с 14:00
Территория: ежедневно с 9:30 до 19:00 (вход до 18:30)
Суббота с 9:30 до 20:00 (вход до 19:30)

Билеты

Единый входной билет — 600 р.
Льготный билет — 400 р.
Бесплатный билет
Дни бесплатного посещения
Экскурсия — 1100 р. (льготный билет — 600 р.)

Единый комплект билетов (Музей деревянного зодчества, МК «Кремль», МК «Спасо-Евфимиев монастырь» (без посещения звонницы) — 1000 р.
Льготный билет — 800 р.



Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Кремль — ядро средневекового города, его древнейшая укрепленная часть. Валы Кремля Суздаля были насыпаны на рубеже X – XI вв., с течением времени они неоднократно видоизменялись. Протяженность вала – 1400 м., замыкали они территорию в 14 га. По гребню вала шли деревянные стены. В цепи стен находились деревянные башни с проездными и пешими воротами Рубленый город сгорел от пожара в 1719 г. После этого крепостные стены более не восстанавливались. Древний вал в XVIII веке был срезан и обращен в место для прогулок. Таким он сохранился до наших дней. Разрывы в крепостной насыпи указывают на места древних башен – ворот, через которые попадали в кремль.

Рождественский собор является замечательным памятником белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода. Строительство его велось с 1222 г. по 1225 г. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Ряд причин (неудачное размещение собора на месте оврага или древнего рва, нарушение традиционных пропорций храма повышением древних сводов и нетрадиционная техника кладки из кирпича и белого камня) привели к ухудшению состояния храма, многочисленным ремонтам и перестройкам древнего собора, значительно изменившим его первоначальный облик. Рухнувший в результате пожара 1445 года храм в 1528–1530 годах разбирают до аркатурно-колончатого пояса и надстраивают из кирпича, сохраняя традиционное позакомарное покрытие. Предшествующее трёхглавие собора заменено пятиглавием. Большие изменения в облике собора были связаны с деятельностью митрополита Илариона (1682–1707 ), по приказу которого, в частности, в соборе были разобраны хоры, растёсаны окна верхнего яруса. В XVIII –XIX вв. собор продолжает обстраиваться и ремонтироваться. Среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид. С 1993 г. по 2004 г. в соборе велись противоаварийные работы: инженерное укрепление несущих конструкций в связи с активизацией разрушительного процесса, а также реставрация фресок и белого камня. В 1991 г. в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. В феврале 1992 г. между музеем и Владимиро-Суздальской епархией было подписано соглашение о совместном использовании собора. Экспозиция включила в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Так, внутри собора можно увидеть бесценный памятник искусства – Златые врата XIII века, сработанные в технике огневого золочения, которую на Русь привезли из Византии. От первоначального убранства собора сохранились росписи XIII века - в алтарной части (монументальные фигуры старцев) и фрагментарно в самом соборе. Можно видеть на стенах и сводах собора фрагменты росписей. Собор был расписан также в 30е годы XVII в., фрагменты этих фресок также можно видеть в соборе. Работы по поновлению древней стенописи проводились в 1855 – 1856 гг. под руководством художника из Шуи Ивана Быкова. Иконостас создан между 1683- 1696 гг. артелью митрополита Илариона. Несколько икон написал царский изограф, ученик Симона Ушакова- Георгий Зиновьев. Из представленной соборной утвари обращает на себя внимание медное паникадило XVI в. - вклад в собор князя И. И. Шуйского в 1604 г., огромный выносной фонарь XVII века, водосвятная чаша XIX в. изготовленная в виде самовара, с четырьмя кранами для раздачи святой воды прихожанам.

Архиерейские палаты Ансамбль архиерейского двора сложился в течение нескольких столетий (XV–XVIII вв.). Первые кирпичные палаты суздальского духовного владыки появились в XV в. вблизи Рождественского собора. В XVI в. чуть поодаль построили трапезную церковь – с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с живописной галереей на арках и «всходним» крытым крыльцом с черепичным шатром. В 1635 г. напротив собора вырос монументальный восьмигранный столп колокольни с высоким шатром и часами-курантами, а в среднем ярусе столпа помещалась домовая церковь. Наиболее серьезные перестройки, радикально изменившие облик архиерейского двора, совершились при митрополите Иларионе (1682–1707), который фактически заново создал сложный архитектурный ансамбль. Вновь построенный импозантный северный корпус с парадным приёмным залом архиерейского дома - Крестовой палатой на втором этаже под углом соединяется с более ранними зданиями - трапезной церковью и колокольней. Причем, колокольня соединяется с северным корпусом удивительной по красоте галереей на арках. Остроумно восстановленная на основании археологических находок, она придаёт грандиозному замыслу Илариона законченный вид.

В комплексе Архиерейского дома расположены экспозиции "История Суздальской земли", «Иорданская сень XVII века (единственная, сохранившаяся в России)», «Царь- книга», "Древнерусская живопись", Детский музейный центр и Крестовая палата.

Экспозиции

загрузка карты...