Экскурсионный отдел
г.Владимир, ул.Б.Московская, д.58
(4922) 32-42-63

Гусь-Хрустальный



Историческая справка


Город обязан своим происхождением и существованием хрустальной фабрике, основанной в 1756 г. на речке Гусь в мещёрском крае купцом Акимом Мальцовым. В течение полутора столетий фабрика принадлежала купеческо-дворянскому роду Мальцовых.

Памятником деятельности семьи Мальцовых остался посёлок Гусь-Хрустальный, в 1919–1924 гг. – город, с 1931 г. вновь город, сначала районного подчинения, а с 1939 г. – областного. Старую часть города составляет посёлок 2-й половины XIX – начала XX в. Его облик – заводские и фабричные строения, улицы, жилые и общественные здания – запечатлели старые открытки. Первоначально посёлок поместился в излучине речки Гусь, по течению впадавшей в неё Дубравки. Речку Гусь перекрыли плотиной, отчего с северной стороны образовалось искусственное озеро; вместе с рекой оно делит посёлок на две половины: южную и северную. В южной, более старой, части посёлка находятся хрустальный завод (гута начала XIX в. не сохранилась), бумагопрядильная и ткацкая фабрики. Старое 4-этажное каменное здание бумагопрядильни построено в 1844–1847 гг. под наблюдением владимирского губернского архитектора Я.М. Никифорова. От 1856 г. сохранилась 16-метровая башня, к которой в 1881 г. пристроено новое здание. Эти строения по сей день используются по своему назначению и принадлежат текстильному комбинату.

georg2.jpg

В центре этой половины посёлка возвышается Иоакиманская церковь 1816 г. Вокруг неё правильным прямоугольником расположились регулярные улицы с «мальцовскими домами», каждый – на две семьи, и большими двух- и трёхэтажными жилыми казармами для фабричных рабочих.

В 1853 г. на перекрёстке улиц Большой Акимановской и Первой Ивановской построен фабричный «магазинный дом галантерейных, мануфактурных и съестных припасов» – торговые ряды на 20 отделений, с колоннами, галереями и балконами. Напротив рядов стоял дом управляющего («хозяйский дом»), с каменным низом и деревянным верхом, с высоким крыльцом-светёлкой (в 1930-е гг. снесён).

С 1855 г. сохраняется здание больницы – каменное, двухэтажное, с флигелями. В конце XIX в. в больнице работали два врача и несколько фельдшеров. Сейчас здесь помещается глазное отделение Центральной районной больницы. В этой же, более старой, части посёлка, на южной окраине, уцелела часовня св. Варвары. По преданию, в XVIII в. в этом месте, в версте от хрустального завода, в лесу у ручья, явилась икона св. великомученицы Варвары. Сначала здесь построили деревянную часовню, с 1817 г. начали устраивать крестный ход, а в 1882–1885 гг. деревянную постройку сменил каменный, изящной архитектуры, храм-часовня. Под восточным портиком её находится родник, у которого и явилась икона. Сейчас храм передан православному приходу. По дороге к кладбищу, в противоположной от часовни св. Варвары стороне, где также издревле били родники, стояла деревянная часовня «Три ключика». Старая открытка сохранила для нас её внешний вид. Теперь на этом месте жилые дома. Самую древнюю часть, а впоследствии окраину городка – место современного рынка – занимал базар. На старых открытках есть и он.

По другую сторону пруда, до железнодорожного вокзала, к концу XIX в. выросла вторая, северная, половина посёлка с таким же прямоугольным планом и регулярной сеткой улиц. Вдоль Вокзальной улицы по-прежнему стоят деревянные дома, построенные во 2-й половине XIX в. для служащих железной дороги. В перспективе улиц радует глаз чудесный храм. Центром этой части городка в конце XIX в. стал церковно-архитектурный ансамбль с Георгиевским собором, богадельней, домами причта, церковно-приходской школой. Георгиевский собор, грандиозный по замыслу и совершенный по исполнению, построен в 1892–1903 гг. по проекту известного архитектора, профессора Академии художеств Леонтия Николаевича Бенуа. Собор похож на древнерусскую церковь с трапезной, с придельными церковками, с шатрами над колокольней и папертями, с галереями и крыльцами – и всё это в узорочье, наличниках, изразцах, белокаменной отделке, всё сияет и переливается радужным светом. Внутренний же облик храма – единое открытое пространство с колоннадой из ценного камня лабрадорита, мозаиками и огромным (7х7 м) полотном на западной стене. Это «Страшный суд» кисти В.М. Васнецова, возвращённый сюда после долгого отсутствия. Им было написано и ещё несколько полотен. По его же эскизам исполнены мозаика «О Тебе радуется, Благодатная», бронзовый с эмалью иконостас, а мозаики исполнили известные мозаичисты Фроловы. Не всё сохранилось в храме, в 1926 г. перестроенном во «дворец труда», не всё восстановимо. Но главное – храм уцелел и реставрирован, а его красота приносит радость: здесь Музей Хрусталя, филиал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. И сам Георгиевский храм, и Музей Хрусталя сверкают настоящей жемчужиной в довольно однообразном и будничном течении провинциальной жизни стеклодельческого города.


New panorama 1

Панорама

Яндекс.Метрика