Виктор Ефимович Попков принадлежит поколению художников-шестидесятников, которые после официального искусства сталинской эпохи, выражавшего государственную идеологию, открыто заявили о собственной авторской позиции. Родившийся 9 марта 1932 года в Москве, в многодетной семье рабочего, он мальчишкой пережил военное лихолетье, отец с фронта не вернулся. В 1948 г. поступил в Художественное педагогическое училище, а затем в 1952 г. – в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова. Окончив «Суриковку» в 1958 г., В. Попков вошел в активную творческую деятельность в период «оттепели». Живописец и график, мастер тематических композиций и пейзажа, он открыто выражал личное отношение к миру и человеку, стал одним из основателей «сурового стиля».
Очень много ездил по стране, посетил Иркутск, Братск и другие города и места Сибири, где в это время осуществлялись крупные строительные проекты. Именно к пребыванию Виктора Попкова на сибирских стройках относятся три его рисунка, хранящиеся в фонде «Графика» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Два из них созданы в 1959 г., когда художник был на возведении Братской ГЭС на Ангаре. В рисунке «Ударная бригада» в динамичных силуэтах, выразительных контрастах цветных фигур на темных плоскостях В. Попкову удается передать деловой ритм работы и жизни огромной стройки.
Рисунок «Чтобы здесь, в тайге…», напротив, наполнен лиризмом, несмотря на полную «неустроенность» обстановки: зрители расселись вместо театральных амфитеатров и балконов по корням вывороченных при расчистке стройплощадки комлей огромных деревьев.
Мы наблюдаем импровизированную сцену вдали, перед палаткой, из-за спин затихших, будто замеревших зрителей. Все их внимание, как и внимание заполненного до отказа «партера», устремлено на трех артистов, выпевающих слова популярной тогда песни «Расцветай, Сибирь!» (Слова Э. Иодковского, музыка В. Мурадели):
Веет свежестью
Ночь сибирская,
Собрались друзья у костра...
Ты навеки нам
Стала близкою,
Величавая Ангара.
Дом родимый свой
У Москвы-реки
Мы оставили навсегда,
Чтобы здесь, в тайге,
Встали фабрики,
Встали новые города…
Тайга действительно преображалась: на крутых склонах Саянских гор в девственном лесу была в это же время (1959–1965) проложена железнодорожная ветка Абакан-Тайшет, которая получила неофициальное название «Трасса Мужества». Магистраль назвали так не только потому, что строительство велось в сложнейших условиях – скалы, горные реки, тайга с буреломом, зимой снега и морозы, а летом жара. У этой ударной комсомольской стройки героическая предыстория. Еще в 1930-х годах было задумано южное стратегическое ответвление Транссиба. Начавшаяся Великая Отечественная война только ускорила разработку проекта, и осенью 1942 г. на изыскание будущей трассы была отправлена экспедиция в составе инженеров Константина Стофато и Алексея Журавлёва во главе с Александром Кошурниковым. В тот год в Саяны рано пришла зима со снегом, в октябре начались морозы, группа двигалась медленнее, чем предполагалось, А.М. Кошурников вел дневник экспедиции. Его последняя запись: «3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться я ему помог, но на берег вытащить не смог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну»1. На этом записи обрываются. Через год охотники нашли останки только А. Кошурникова и дневник. В память о героях-первопроходцах станция на 176-м километре дороги Абакан-Тайшет получила название Кошурниково, а соседние с ней — Журавлёво (со стороны Абакана) и Стофато (со стороны Тайшета).
В 1958 г. в Кошурниково поселились первые 14 строителей, а в 1967 г. художник застал уже поселок с разноцветными бараками на фоне синих Саян, это была главная база стройки. Сегодня Кошурниково своего рода столица магистрали, на главной площади стоит памятник Александру Михайловичу Кошурникову (1905–1942).
Такие суровые и красивые места и судьбы открывались Виктору Попкову в его путешествиях. Он делился впечатлениями с коллегами-художниками того же военного поколения, они активно обсуждали пути развития искусства, открывали собственные возможности. Виктор Попков на творческих дачах Союза художников познакомился с владимирскими пейзажистами В.Я. Юкиным и К. Бритовым, стал приезжать во Владимир, а с почти ровесником Владиславом Потехиным просто крепко подружился. В Переславле, где владимирские художники часто работали вместе с москвичами, на творческой даче «Дом Кардовского» Виктор Попков написал портрет Владислава Потехина.
В нём есть все, что объединяло двух художников: внимание к личности, индивидуальность творческого взгляда, нестандартность решения. Оба были творцами, остро ощущавшими свое время и пропускавшими все через свое сердце. Оба рано и трагически ушли из жизни. Владислав Потехин умер 23 сентября 1964 г. в машине скорой помощи от сердечного приступа. Виктор Попков был убит выстрелом в упор 12 ноября 1974 г. инкассатором, находившемся в машине «Волга», – он принял подошедшего человека за грабителя.
Эти художники навсегда остались «шестидесятниками», взлетевшими от суровой и возвышенной романтики к высшей философии жизни: «Поменьше нытья. Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем…» (из дневника В.Е. Попкова, 19 октября 1970 г.)2.
1. Трасса Мужества. https://nord-ursus.livejournal.com/207436.html
2. Лаврова Елена. Виктор Ефимович Попков. Художник-легенда. Художник-эпоха. https://www.livemaster.ru/topic/2386601-viktor-efimovich-popkov-hudozhnik-legenda-hudozhnik-epoha